Чехова Наталья Вячеславовна, адвокат, заместитель заведующего Адвокатской конторой Канавинского района НОКА

       Законодательство, связанное с возмещением процессуальных издержек адвоката по назначению, меняется быстро, и это не всегда ведет к улучшению нашего финансового состояния. А нам, адвокатам, приходится изыскивать новые способы и инструменты, чтобы как-то снивелировать ситуацию и оставить цифры вознаграждения адвоката по назначению хотя бы на прежнем уровне.
Так, с 01 октября 2022 года оплата труда защитника по назначению в порядке ст. 50-51 УПК РФ фактически увеличилась. Однако последние разъяснения Верховного суда РФ по поводу применения подпункта «в» пункта 22.1 Положения о возмещении процессуальных издержек в части оплаты адвокату по назначению в случае психического заболевания подзащитного (Пленум ВС РФ от 15.12.2022г. №38) на практике привели к снижению оплаты адвоката на 224 рубля.

Согласно п. 3 указанного разъяснения ВС РФ, «вознаграждение адвокату выплачивается в повышенном размере 1784 рубля только когда в силу психического недостатка обвиняемый (подсудимый) не мог самостоятельно осуществлять свое право на защиту». При этом истолковано, что установление у лица отдельных психических или поведенческих отклонений, связанных с неустойчивым состоянием личности, алкогольной или наркотической зависимостью, само по себе не может являться достаточным основанием для применения указанной нормы.

Суды быстро услышали эти разъяснения, и уже с 2023 года перестали оплачивать повышенный размер оплаты адвокатам по этой категории дел, снижая их с 1784 рубля до 1560 рублей (на 224 рубля). И это имеет место, даже если на предварительном следствии и дознании был выплачен повышенный размер оплаты в 1784 рубля. Тем самым повышение размеров возмещения процессуальных издержек адвокатам обернулось на деле тем, что оно реально не поднялось, а осталось примерно на том же уровне за счет снижения оплаты по категориям дел – в отношении подсудимого, имеющего психический недостаток и который не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

Таким образом, обнаружились трудности с выплатой вознаграждения адвокатам по назначению по категории: в отношении Доверителя, страдающего психическим заболеванием, подтвержденным судебно-медицинской экспертизой.

Но адвокат не тот специалист, который опускает руки, когда начинаются какие-либо трудности. И мы снова и снова внимательно стали вчитываться в Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (в ред. от 18.10.2022г) и обнаружили, что по подпункту «в» п. 22.1 предусмотрена повышенная оплата в размере 1784 рубля еще и по категориям дел, рассматриваемых ВНЕ ЗДАНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СУДОВ.

Анализ уголовных дел за 2022 год показал, что факты рассмотрения уголовных дел по назначению вне зданий судов в нашей конторе имели место. Так, мировые судьи судебных участков Канавинского района г. Н. Новгорода рассматривали уголовные дела, связанные с заключением обвиняемого под стражу, не в здании мирового суда, а в здании Канавинского районного суда, то есть вне здания соответствующих судов. Причины этого были банальны: не хватало сотрудников конвоя. Адвокатам приходилось выезжать не в мировой суд, а в районный суд.

При этом адвокаты не использовали данный повышенный инструмент оплаты в размере 1784 рубля по этой категории дел и просили оплату 1560 рублей вместо 1784 рубля и, соответственно, получали то, что просили, а не положенную повышенную оплату.

Автор статьи попробовала изменить ситуацию. Провела такое уголовное дело лично и попросила оплату дней судебных заседаний, которые проходили вне здания соответствующего мирового суда, в повышенном размере, ссылаясь на подпункт «в» пункта 22.1 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, то есть в размере 1784 рубля вместо 1560 рублей.

Суд очень долго размышлял по этому вопросу и только через 2 месяца глубоких раздумий вынес постановление (прилагается), которое явилось первым прецедентом в нашем Канавинском судебном районе.

Анализ уголовных дел по назначению в порядке ст. 50-51 УПК РФ за 2022 год показал, что адвокатами, в основном, заявляются на оплату следственные и судебные действия с участием подзащитного, ознакомление с материалами дела в суде, составление и подача апелляционных жалоб, ознакомление с протоколами судебных заседаний.

Однако иные действия адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи (посещение в СИЗО, посещение ИВС, посещение в психиатрическом стационаре; составление ходатайств, адвокатских запросов, опросов; составление и подача жалоб на действия (бездействия) следователя и др. лиц в порядке ст. 125 УПК РФ; составление и подача замечаний на протоколы судебных заседаний, транспортных расходов) даже при наличии подтверждающих документов на возмещение процессуальных издержек адвокатами не подаются.

Да, в законодательстве отсутствует утвержденный перечень документов, предоставляемый адвокатом в подтверждение произведенных им действий по оказанию квалифицированной юридической помощи. Однако это не является безусловным основанием для отказа в выплате вознаграждения адвоката.

А адвокаты даже не пробуют обращаться с заявлениями о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу. А если и пробуют, то при получении отказа уже не желают тратить силы на обжалование данных незаконных действия дознавателя, следователя и суда.

Органы дознания, предварительного следствия и суда ошибочно полагают, что оплата труда адвокатов из средств федерального бюджета производится исключительно за участие адвокатов в судебно-следственных действиях. Подобный подход в вопросах оплаты труда адвоката в уголовном судопроизводстве могут изменить только наши слаженные действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Одновременно, согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Аналогичные положения закреплены в п. 11 ч. 4 ст. 46 и п. 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.

Согласно ч. 8 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката (КПЭА), обязанности адвоката по назначению органа дознания, органа предварительного следствия или суда не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар.

В соответствии с ч. 8 ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Положения о возмещении процессуальных издержек, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, при определении размера вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, подлежит учету время, затраченное адвокатом на осуществление полномочий, предусмотренных частями первой и второй статьи 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также на осуществление других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии предоставления подтверждающих документов.

Как следует из п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 42 от 19 декабря 2013г. «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам», при определении размера вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя и суда, подлежит учету время, затраченное им на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 53 УПК РФ, включая время, затраченное на посещение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, находящегося соответственно в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в психиатрическом стационаре, на изучение материалов уголовного дела, а также на выполнение других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.

Приведённые выше нормы в их системной взаимосвязи не предполагают наличие у органа предварительного расследования и суда права в какой бы то ни было форме ограничивать адвоката, осуществляющего защиту в уголовном судопроизводстве по назначению, в избираемых им способах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов доверителя.

Посещение подзащитного в СИЗО, ИВС, составление ходатайств, адвокатских запросов, жалоб на действия в порядке ст. 125 УПК РФ, проведение опросов, составление и подача замечаний на протоколы судебных заседаний при подтверждении соответствующими документами, справками, копиями ходатайств, запросов, протоколами опросов, что является основанием для вынесения постановления об оплате выполненной работы, исходя их установленных правительством тарифов за каждый судодень.

Исполнение обязанностей защитника в интересах доверителя осуществляется адвокатом самостоятельно, и каждое такое действие подлежит оплате и не может являться основанием для отказа от оплаты вознаграждения адвоката.

Таким образом, оплата времени, затраченного адвокатом на осуществление его полномочий в уголовном судопроизводстве по назначению в порядке, предусмотренном ст. 51 УПК РФ, и не связанных с непосредственным участием в судебно-следственных действиях, является обязательной и не может ставиться в зависимость от усмотрения органа предварительного следствия или суда, принявшего решение о назначении защитника.

Изложенные в статье вопросы находятся в нашей конторе на постоянном контроле. Этой теме, в частности, будет посвящено производственное совещание, назначенное на 30.03.2023г.

Надеемся, что нашими совместными усилиями удастся устранить имеющиеся нарушения профессиональных прав в сфере надлежащей и своевременной оплаты труда адвокатов, осуществляющих деятельность по назначению органов дознания, следствия и суда.