Юлия Чендрова, адвокат адвокатской конторы Кстовского района
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №06-2014
 
Тезисы выступления на деловой игре "Дебаты"
Наша команда глубоко убеждена в том, что необходимо на законодательном уровне закрепить право на рекламу адвокатской деятельности.
Возможность рекламы адвокатской деятельности в разумной мере позволит обеспечить баланс частных интересов внутри юридического сообщества в целом, которое сейчас представлено адвокатами и практикующих юристами. Разве это справедливо, что одни субъекты оказания юридической помощи (адвокаты) дистанцируются из рекламно-информационного поля, а другие имеют неограниченные возможности пользоваться рекламой своих услуг как наиболее эффективным и действенным механизмом привлечения внимания клиентов? Неужели клиенты-доверители не нуждаются в информации об адвокатах в условиях отсутствия адвокатской монополии на оказание правовой помощи?
Наши оппоненты наверняка скажут, что молва народа, «громкие, резонансные» дела – вот лучший источник потенциальных клиентов. С этим нельзя не согласиться. Но почему бы не разрешить параллельное существование и рекламы, и так называемого «сарафанного радио»? Разве одно другому мешает?
Наши оппоненты наверняка будут утверждать, что реклама адвоката способна нанести ущерб адвокатской профессии из-за утраты доверия у общества к адвокатскому сословию, использующему рекламу, ибо это неэтично. Вот с этим уже никак нельзя согласиться. У адвокатуры имеются свои исторические традиции, обычаи, которые надо уважать. Однако современное общество – общество информационное, а значит нельзя не использовать столь современный популярный, а главное – эффективный механизм информационного взаимодействия с общественностью как реклама. Считаем, что реклама адвокатской деятельности будет лишь способствовать популяризации юридических услуг, правовому просвещению народа.
Кроме того, почему считается, что реклама адвокатской деятельности – это неэтично? Разве кто-то проводил какие-либо социологические исследования, социальные опросы, чтобы узнать истину: исчезнет ли доверие у общества к адвокатам, использующим рекламу или нет?
В свою очередь, мы не отрицаем, что «на войне не все средства хороши», как говорится реклама рекламе рознь. Мы не за любую рекламу!
Мы выступаем лишь за достоверную, корректную, одним словом – достойную – рекламу по внутреннему содержанию и по внешним формам выражения, где нет места излишнему расхваливанию своего «эго», где нет места оскорбительным словам, унижающим честь и достоинство, умаляющим знания, навыки, умения и репутацию других юристов, в частности, адвокатов, где нет места обещаниям 100% выигрыша дела, где нет места двусмысленному упоминанию о каких-либо «выгодных» контактах с судьями или сотрудниками правоохранительных органов.
А чему же в предлагаемой нами рекламе место? Полагаем, что вполне допустимо позволить адвокатам освещать информацию о своих наградах, ученых степенях, об образовании, об оконченных учебных заведениях, об успешно проведенных делах, в контексте привлечения внимания и повышения тем самым интереса потенциальных клиентов. Что в этом предосудительного, при условии, что это достоверно?
В юридическом сообществе должна быть здоровая полноценная конкуренция, ведь конкуренция повышает качество. Следовательно, возрастет качество юридических услуг, и в полной мере будет реализовано право каждого на квалифицированную юридическую помощь, что само по себе есть высшая цель и предназначение работы юристов.
Мы упомянули, что реклама адвоката должна быть достойной не только по содержанию, но и, безусловно, по способам размещения. Бесспорно, реклама адвоката на столбах, воротах, подъездах, автобусных остановках, общественном транспорте, стенах зданий в виде расклеенных объявлений и листовок явно неприемлема. Вместе с тем, почему бы не разрешить адвокатам делать рекламные объявления в престижных периодических печатных изданиях, интернете, на телевидении?
Как иначе заявить о себе общественности молодым, только начинающим свой путь адвокатам? Кроме того, нельзя не учитывать то обстоятельство, что в маленьких провинциальных городах, адвокаты, возможно, действительно так остро не нуждаются в рекламе, а как быть адвокатам, работающим в мегаполисах? Там этот вопрос особенно актуален.
Общественность не должна испытывать информационный «голод» об адвокатах, право граждан на информацию должно быть обеспечено в полной мере, и ее источником должна быть не только молва знакомых и друзей, но и реклама.