Буланова Ольга Игоревна, адвоката адвокатской конторы № 31 НОКА
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №06-2014
 
Тезисы выступления на деловой игре "Дебаты"

 

Сегодня мы обсуждаем значимый вопрос о возможности рекламирования адвокатской деятельности. Вопрос, который для всех присутствующих является сложным и неоднозначным, а для адвокатского сообщества – высокопринципиальным и узловым.
Некоторые члены корпорации считают возможным в условиях современных реалий перевод адвокатской деятельности на рельсы рыночной экономики, в частности, путем использования рекламы, то есть механизма искусственного привлечения внимания к адвокатской деятельности и ее продвижения на рынке. Хочу заявить, что рекламы адвокатской деятельности в России быть не может!
Реклама чужда адвокатуре, она, словно река, разрушает ее фундамент, низвергая основополагающие принципы ее деятельности. Давайте представим ту реальность, в которой будет разрешена реклама адвокатской деятельности. Какая картина открывается нам?
Первое, что выделяется ярким пятном – уничтожен принцип равноправия адвокатов. Практикующие несколько лет адвокаты приобретают преимущество в привлечении клиентов над теми, кто этот статус получил вчера, а талантливые молодые адвокаты, не успев реализовать себя, покидают корпорацию, унеся с собой надежды на обновление института и его дальнейшее развитие. Согласно статистическим данным, эффективность рекламы достигается путем указания преимущества обращения к конкретному лицу, что автоматически ставит в ущемленное положение коллег и нарушает ст. 15 КПЭА, либо путем гарантирования результата, что является безусловным нарушением ст. 17 КПЭА.
В этой параллельной реальности изжил себя и принцип самоуправления. Адвокатура вынуждена подвергаться давлению извне: в порядке вещей станут проверки ФАС, повсеместное нарушение адвокатской тайны, а адвокатура не вправе самостоятельно будет регулировать нормы поведения внутри корпорации.
Уйдет в небытие и принцип корпоративности: адвокат в условиях жесткой конкуренции сосредоточится на рекламировании исключительно собственной деятельности. Эта тенденция вредна для сообщества, поскольку, выделившись из состава адвокатского образования, адвокат утрачивает связь с корпорацией и варится в собственном соку, что отрицательно сказывается на качестве его работы.
Итак, перед нами отчетливая, но очень печальная картина, где веками складывающийся институт общества за несколько лет задушен в тисках полицейского государства, он потерял былое величие и свою высокоморальную цель, скатившись до уровня самого обычного бизнеса с самыми обычными задачками.
Что есть основополагающая особенность адвокатской деятельности? Она заключается в том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, а служит высокой благородной цели. Что есть суть рекламы? Реклама в корне своем материальна и ориентирована исключительно на получение прибыли. Но адвокат – не коммерсант, он служит обществу и защищает личную честь и престиж адвокатуры.
Наши оппоненты рассматривают рекламу в ракурсе перспектив развития адвокатуры. Это ловушка. В случае законодательного закрепления возможности рекламы адвокатской деятельности, в действие будет приведен механизм Закона «О рекламе», что повлечет за собой создание либо дополнительного контролирующего органа, либо распространение на адвокатуру юрисдикции ФАС, что в свою очередь, приведет к нарушению гарантий независимости адвоката. Если же таковой контроль будет доверен органам адвокатского самоуправления, это приведет к росту численности аппаратов адвокатских палат и увеличению размера отчислений со всех адвокатов, в том числе и тех, кто не использует инструмент рекламы. Круг замкнулся. Круг, где нарушение прав адвокатов неизбежно. Круг, из которого выйти легче только уничтожив сам круг.
Так в чем же цель радикальных низложений устоев адвокатуры, которую преследуют их сторонники? Не приведут ли они к искоренению самого института?
Если выступить за эту смертельную инъекцию, будет стерта этическая грань дозволенности, возрастет количество тех, кто начнет недобросовестно использовать в своих названиях и рекламе слово «адвокат». В глазах общественности адвокаты встанут на одну ступень с юридическими фирмами и никакой разницы между ними существовать не будет.
Наконец, следует сказать о том, что реклама снижает доверие к адвокатскому сообществу, поскольку является искусственным методом привлечения доверия к адвокату, что противоречит самой сути взаимоотношений доверителя и адвоката. Прогресс никогда не бывает точечным: при переводе железнодорожной стрелки меняется не только направление движения, но и конечная станция. А если переключить ее неправильно, то поезд и вовсе сойдет с рельсов. В обществе сложился негласный закон жизни: рекламируется лишь то, что не пользуется спросом. Получается, что адвокат не может самостоятельно заслужить доверие иначе, чем распространив рекламу, которая и без того стала слишком навязчивой и вызывает лишь отторжение.
Поддавшись однажды модному веянию и поплыв под парусами вседозволенности, адвокатура заложит бомбу замедленного действия, и, в конечном счете, будет заниматься всем, кроме своих прямых задач, а доверие к институту будет раз и навсегда подорвано. Но есть ли цель, которая стоит таких жертв?