Шкарова Ирина Андреевна, стажер адвоката адвокатской конторы № 31 НОКА
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №03-2018
.

Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135) определил, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основано на Конституции РФ, международных актах, ГК РФ, состоит из федеральных законов, а также регулируется нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа и в, отдельных случаях, постановлениями Правительства РФ.

Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией является одной из разновидностей государственного контроля, осуществляемого в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Безусловно, что данному институту уделяется большое внимание со стороны государства.
В международном праве под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции. В национальном законодательстве четкое определение содержится в Федеральном законе № 135, который под экономической концентрацией понимает сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. То есть в Российской Федерации под экономической концентрацией понимаются только такие сделки, которые фактически приводят к влиянию на состояние конкуренции.
Исходя из дефиниции, предложенной российским законодателем, мы можем сделать вывод, что данное понятие достаточно узко сформулировано, в отличие от предложенной дефиниции в международном соглашении.
Так, Евразийский договор предполагает, что сделка не только фактически оказывает влияние на состояние конкуренции, но и может оказать такое влияние. На наш взгляд, дефиниция, содержащаяся в международном договоре, более правильная. Дело в том, что антимонопольный орган, рассматривая ходатайство о приобретении акций финансовой организации, дает оценку изменениям показателей уровня концентрации капитала, которые произойдут в результате сделки. Так, в решении по ходатайству ООО «КИТ Финанс Пенсионный администратор» ФАС указал, что данная сделка может оказать влияние (воздействие) на конкуренцию и выдал предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Таким образом, ФАС, по сути, расширяет понятие экономической концентрации в своих решениях.
Другим проблемным вопросом, который обсуждается в научных кругах, является соотношение понятия экономической концентрации с правовой и экономической точки зрения. Так, в экономической теории под экономической концентрацией понимаются объектно-субъектные отношения, связи и взаимодействия субъектов финансового рынка по поводу направлений, темпов, форм и методов развития процесса концентрации. Многие ученые утверждают, что правовое содержание легитимной дефиниции экономической концентрации находится в полном «отрыве» от экономического содержания данного явления. С этой точкой зрения можно частично согласиться. На наш взгляд, в правовом смысле «экономическая концентрация» воспринимается как определенный вид поведения. Поэтому законодателю стоит заменить данное понятие на дефиницию «действия по экономической концентрации». Такой подход позволит отграничить экономическую и правовую составляющие данного явления.
Другой проблемой легитимного определения является некая размытость и неточность.
Во-первых, законодатель использует формулировку «сделки, иные действия». В соответствии со ст.153 ГК под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. По нашему мнению, в ключе рассматриваемого вопроса законодатель имел ввиду действия по заключению соглашений, которые приводят к экономической концентрации, то есть приобретение долей или голосующих акций финансовой организации.
Во-вторых, законодатель включил формулировку «иные действия». Не совсем понятно, что относится к таким действиям. Здесь возможно два варианта, а именно:
- односторонние действия, например злоупотребление доминирующим положением, а также неправомерные коллективные действия, например, действия по координации деятельности конкурентов третьим лицом.
- сделки, подлежащие государственному контролю, которые содержатся в главе 7 Федерального закона № 135.
Поскольку законодателем не предусмотрена отсылочная норма к вышеназванной главе, можно сделать вывод о том, что стоит применять именно первый вариант. Однако, с учетом позиции антимонопольного органа, на наш взгляд в законодательстве стоит предусмотреть бланкетную, а не отсылочную норму, поскольку в разъяснениях антимонопольный орган указывает на действия, предусмотренные не только в Федеральном законе № 135. Так, в Письме ФАС от 27.01.2011 № АЦ/2447 «О рассмотрении обращения к вопросу применения Федерального закона «О защите конкуренции» орган исполнительной власти указал на одностороннее действие по приватизации имущества.
Другим проблемным вопросом в понятии экономической концентрации является определение границ влияния на состояние конкуренции. Дело в том, что законодателем не уточняется позитивное или негативное воздействие имеется в виду. Буквальное толкование нормы позволить сделать вывод, что предполагается любое влияние на конкуренцию в результате сделки или действия.
Однако в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией под объектом антимонопольного контроля стоит понимать лишь те сделки, которые приводят к ограничению конкуренции и негативно влияют на ее состояние.
Таким образом, для вмешательства антимонопольного органа с целью предварительного контроля, данная сделка или действие должны содержать два обязательных признака, а именно:
1. Оказывать негативного влияния на состояние конкуренции.
2. Превышать по величине стоимости активов (по последнему балансу финансовой организации) уровень, установленный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время существует необходимость отграничить дефиницию «экономическая концентрация» в правовом и экономическом смыслах путем замены в федеральном законе этого понятия на «действия по экономической концентрации», а также определить границы влияния на конкуренцию в качестве негативного воздействия на соперничество хозяйствующих субъектов.