ВС РФ посчитал, что не любая работа защитника по назначению в выходной оплачивается по повышенной ставке.


Московский адвокат по назначению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ защищал обвиняемого при обжаловании решения об определении подсудности. Адвокат составил и направил апелляционную жалобу в нерабочий праздничный день (23 февраля), поэтому попросил Суд оплатить эту работу по повышенной ставке. ВС РФ в своем определении от 4 марта 2021 г. по делу № АПЛ21-81 указал, что у адвоката не было нужды готовить и направлять апелляционную жалобу именно 23 февраля, поэтому выплатил вознаграждение по ставке для рабочего дня.

По мнению Апелляционной коллегии, в выходной день защита обвиняемых «осуществляется в исключительных случаях», к которым нельзя отнести действия адвоката в данном деле. Из десяти дней обжалования постановления первой инстанции семь были рабочими. Этого времени было достаточно для того, чтобы подготовить апелляционную жалобу и подать ее в рабочий день.

Ссылка адвоката на окончание срока обжалования постановления в выходной день как основание повышенного вознаграждения не убедительна, поскольку в силу ч. 2 ст. 128 УПК РФ, если окончание процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. При таких обстоятельствах не имеется оснований определения размера вознаграждения адвоката по расценкам выходного дня.

С аргументом о том, что из десяти дней обжалования семь были рабочими, адвокат не согласен и расценивает это как самовольное сокращение срока для апелляционного обжалования с 10 до 7 дней.

По мнению адвоката, ВС РФ должен был ориентироваться исключительно на факты: работа в выходной день подтверждается документально, значит, и оплачивать ее нужно по ставке для выходного дня. Адвокат вправе самостоятельно определять, в какой день работать.