Интервью с заведующей адвокатской конторой Выксунского района Светланой Мартыновой
Светлана Ивановна, как получилось, что Вы связали свою жизнь с адвокатурой?

– Можно сказать, случайно. До прихода в профессию я после окончания Выксунского металлургического техникума была избрана секретарем комитета комсомола этого учебного заведения, затем – вторым секретарем Выксунского горкома комсомола, работала заведующей парткабинетом одного из крупнейших предприятий города «Трест Выксаметаллургострой» и некоторое время юрисконсультом этого предприятия. Совмещала работу с учебой в Вюзи. Для меня оказалось неожиданным предложение заведующего юридической консультацией города И.Ф. Шейнгольда пополнить состав консультации. В это время я имела весьма туманное представление об адвокатской профессии, да и о судебной системе вообще. В числе моего ближайшего окружения не было юристов, и мне, как и моим родственникам, не приходилось общаться с представителями правоохранительных и правоприменительных органов. Было много сомнений, но мой шеф и наставник И.Ф. Шейнгольд убедил меня в том, что у меня все получится. А.П. Чичварин – председатель Президиума Горьковской областной коллегии адвокатов – после долгой беседы «благословил» меня и направил для прохождения практики в юридическую консультацию Нижегородского района, которую возглавлял А.М. Хамов. Моим наставником и первым учителем стала Л.Д. Малышева.

– Кто из адвокатов времен Вашего профессионального становления Вам запомнился больше всего?

– Я благодарна судьбе за то, что мне довелось познакомиться с замечательными адвокатами работавшими в этой консультации: С.М.Фогелем, М.И. Вербловским, А.А. Фирсовой, Г.В. Антоновой, Л.С. Зайцевой, В.П. Колчиной. Они все старались оказать мне помощь в освоении адвокатской профессии. Памятен случай, когда мне пришлось подменить дежурного адвоката Вербловского, занятого в процессе. Вопрос, заданный мне обратившимся на прием, был настолько каверзным и сложным, что я совсем растерялась и не знала, что делать. На помощь пришел Н.Д. Рогачев, и я не потеряла лицо. Он успокоил меня, сказав, что опыт приходит с годами и что надо постоянно пополнять знания и не терять присутствия духа.

– Какой эпизод Вашей адвокатской деятельности Вам больше всего памятен?

– «Путевку» в профессию дали мне настоящие профессионалы, которых уже нет в наших рядах, но память о них хранит самые добрые сердечные воспоминания. За время моей многолетней работы случались и «взлеты», и «падения». Памятен первый оправдательный приговор по делу Ж., обвиняемого в присвоении денежных средств, полученных в результате рационализаторской и изобретательской деятельности. Чтобы охарактеризовать обстановку, в которой мы работали, скажу, что приговор выносил судья с более, чем тридцатилетним стажем работы, и это был первый оправдательный приговор не только у меня, но и у него. До сих пор болит душа за недавно вынесенный приговор, постановленный на оговоре сообвиняемой, и разочаровывают позиции высших судебных инстанций, не желающих опровергнуть доводы кассационных и надзорных жалоб, заслуживающих внимания и оценки... Каждое сложное дело, проведенное адвокатом, не проходит бесследно, остается или удовлетворение или огорчение и разочарование, а также вопросы: «Все ли сделано для человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации?» И эти вопросы не оставляют даже тогда, когда уходишь с работы и занимаешься чем-то другим.

– Если сравнивать вчерашний и сегодняшний день адвокатуры, в чью пользу будет Ваше сравнение?

– Если сравнивать вчерашний и сегодняшний день адвокатуры, то, на мой взгляд, сравнение в пользу сегодняшней. Ведь мне памятны времена, когда меня, защитника одного из обвиняемых в хищении винтовок для биатлона из сейфа служебного помещения стадиона «Авангард» г.Выксы в канун первомайских праздников могли пригласить в горком Партии для согласования текста защитительной речи с точки зрения идеологии правящей партии. Сегодня это можно расценить как нонсенс. Честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами никто не мешает. В настоящее время созданы все условия для постоянного совершенствования своих знаний и повышения квалификации. «Вчерашняя» адвокатура не располагала такими средствами как различные консультационные программы, интернет и др.

– Нет ли у Вас хотя бы тени сомнения в правильности сделанного жизненного выбора?


– Правильное ли я приняла решение, связав свою жизнь с защитой интересов людей, в том числе и людей, преступивших закон, отказавшись от престижных перспективных должностей в партийных и советских органах; не напрасно ли потратила лучшие годы своей жизни на негатив, которым полна наша работа, отвечу: «Нет! Не может быть лучших минут в жизни, чем те, когда человек говорит тебе «Спасибо» искренне, от чистого сердца за твои старания и оказанную ему помощь.

Биография: С.И. Мартыновой Светлана Ивановна Мартынова родилась 24.10.1945г. в г.Выкса в семье рабочего. В 1966г. окончила выксунский металлургический техникум по специальности «теплотехническое оборудование промышленных предприятий». В феврале – июне 1967г. работала в отделе главного энергетика Завода дробильно-размольного оборудования. В июне 1967г. – марте 1969г. секретарь комсомольской организации Выксунского металлургического техникума. В марте 1969г. - январе 1972г. – второй секретарь Выксунского горкома ВЛКСМ. В 1969-1974гг. обучалась в ВЮЗИ. В 1972-75гг. работала юрисконсультом строительно-монтажного треста №10, совмещая правовую работу с работой заведующей кабинетом партийного политического просвещения В феврале 1975г. принята в члены Горьковской областной коллегии адвокатов и направлена на работу в юридическую консультацию Выксунского района. С февраля 1976г. заведующий юридической консультацией Выксунского района (ныне- адвокатская контора Выксунского района).