Лесков Эдуард Витальевич, стажер адвоката (Адвокатская контора Канавинского района НОКА).

 

С начала високосного 2020 года страсти не утихают: только-только оправилась от последствий пожара Адвокатская контора Канавинского контора НОКА. Привели в порядок рабочие кабинеты, места общего пользования, полностью заменили крышу.

Отдельное спасибо поддержавшим нас в беде коллективам Адвокатской конторы Приокского района (заведующий Агеев А.М.) и Адвокатской конторы № 21 (заведующий Иванов А.Г.), - уже на следующий день после пожара они прибыли к нам и передали денежные средства, на которые был приобретен электрогенератор, крайне необходимый для восстановления энергоснабжения и начала ремонтно-восстановительных работ. Хороший пример корпоративной солидарности!

И тут пришла новая беда, – коронавирус. Возникло опасение не увидеть близких людей, которые живут в других городах и странах, потерять работу, оказаться запертым в четырех стенах на неопределенный срок, без возможности быть рядом с родными. Грустно не видеть гостей на улицах родного города, которые улыбаются и восторженно осыпают твой город комплиментами. Ты свободен, когда у тебя есть выбор. А это именно то, что у нас отобрала пандемия.

Когда такое было, чтобы весь мир замер?! Многие предприятия и организации перестали работать, людей призывают не выходить на улицу, и это в разгар весны и поистине в самое замечательное время года.

Всем нам сейчас нелегко, у всех нарушен привычный ритм жизни. Кто-то это время тратит на дела, что не успевал делать раньше, кто-то не вылазит из Интернета, мониторя статистику и новости. Но все мы ждем этот долгожданный выход из своих квартир и возврата к прежнему образу жизни, который недостаточно ценили прежде.

Коллектив нашей адвокатской конторы – не исключение.

С начала связанных с пандемией ограничительных мер стали думать, как будем продолжать выполнять свои задачи в сложившейся ситуации. Стали выяснять позицию по коронавирусу у коллег из других контор. Одни решили изолироваться, другие ограничили возможность появления в адвокатской конторе, третьи разрешили пребывание в конторе только дежурным адвокатам.

Нашим коллективом была принята общая позиция: ранее установленный и привычный образ жизни не меняем, работу продолжаем штатно. При этом каждый адвокат был волен принять свое решение. Одновременно на все время до окончания периода эпидемического неблагополучия было принято решение о проведении в конторе профилактических мероприятий, а также введении обязательных для всех ограничительных мер.

Из чего исходили при принятии такого рискованного решения? Прежде всего, учитывали, что три четверти адвокатов нашей конторы работают исключительно по делам в порядке ст. 50, 51 УПК РФ.

В отличие от следователя, судьи, прокурора у адвокатов в период пандемии полностью отсутствуют какие-либо гарантии сохранения заработной платы (вознаграждения) или поступления иных средств к существованию и содержанию семьи.

При этом адвокаты рискуют своим здоровьем не меньше этих участников судопроизводства. Однако по сравнению с ними в случае заболевания и утраты трудоспособности адвокат не может рассчитывать на получение каких-либо выплат на основании больничного листа, а члены его семьи – на какие-либо выплаты в случае смерти адвоката.

Некоторые наши коллеги и до пандемии жили от зарплаты до зарплаты. Многие обросли кредитами, ипотекой. При этом у многих есть дети, которых нужно кормить. Сбылось и предположение, что из-за пандемии будет значительное снижение количества приглашений адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда.

Так, по информации заведующего Курашвили Г.О., количество заявок на выделение адвокатов уже упало вдвое. В период пандемии граждане реже стали ходить на консультации, работа по гражданским делам за две недели остановилась совсем.

В помещении нашей конторы был принят ряд мер для безопасности адвокатов от возможности распространения коронавируса:

- все помещение адвокатской конторы было обработано от коронавируса специализированной организацией холодным паром, препятствующим распространению вирусов;

- при входе в помещение конторы адвокатов и посетителей обеспечили возможностью обработки рук кожными антисептиками, для чего было закуплено достаточное количество готового к применению раствора жидкого антисептического средства;

- ввели взаимоконтроль за соблюдением правил личной и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожным антисептиком в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, закупив для этого жидкое мыло;

- уборка помещений адвокатской конторы стала производиться с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, особое внимание уделили дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования, для чего было приобретено дезинфицирующее моющее средство алламинол;

- стали регулярно (каждые 2 часа) проветривать рабочие помещения;

- прием клиентов по возможности начали проводить по предварительной записи с интервалом не менее 20 минут между посетителями;

- полностью исключили ожидание адвоката клиентом или посетителем внутри помещения адвокатской конторы;

- прием каждого клиента или посетителя стал производиться в отдельном кабинете (переговорной), благо, что этот кабинет находится сразу при входе, в стороне от рабочих кабинетов адвокатов.

Следует отметить, что предпринятые адвокатской конторой дезинфекционные мероприятия весьма затратны, дезинфицирующие средства используются адвокатами активно, что требует их постоянного пополнения. Поддерживается не менее чем пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук, за что отвечает один заместителей заведующего.

На пандемию отреагировал Минюст России, предложивший распространить на адвокатов меры поддержки, разрабатываемые правительством Российской Федерации в отношении малого и среднего бизнеса в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. "Целесообразность распространения вышеуказанных мер на адвокатов и нотариусов вызвана особым правовым статусом, который обусловлен возложением на них публично значимой функции по обеспечению конституционных гарантий прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренных статьей 48 Конституции Российской Федерации", подчеркнули в Министерстве юстиции России. Будет ли воплощена в жизнь эта позиция Минюста России – неизвестно.

По крайней мере, надежды на то, что при определении размера оплаты вознаграждения адвоката, работающего по назначению, гонорар должен рассчитываться по тарифам, предусмотренным для выходных и приравненных к ним нерабочих дней, а также на введение полного или частичного моратория на один год (до декабря 2021 г.) на уплату адвокатами фиксированных взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования, не оправдались.

Позиция корпорации о том, что адвокаты в условиях пандемии продолжают выполнять свои обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи, но, при этом, безусловно соблюдая все вводимые ограничения, а также требования и рекомендации о соблюдении мер безопасности, правильная. При этом учитывается необходимость принятия мер, направленных на обеспечение баланса при реализации адвокатами в ходе осуществления ими профессиональной деятельности таких конституционных гарантий, как право на получение гражданами квалифицированной юридической помощи и право на жизнь и охрану здоровья.

Аналогичной является и позиция Совета ПАНО. «Поскольку право на получение квалифицированной юридической помощи, является не подлежащим ограничению конституционным правом гражданина, в том числе, в условиях чрезвычайного положения, Совет палаты отмечает, что адвокаты обязаны обеспечить непрерывность защиты по уголовным делам в соответствии с Рекомендациями Совета ФПА РФ об обеспечении непрерывности защиты по назначению от 28 ноября 2019 г. и решением Совета ПАНО от 6 ноября 2019 года с изменениями от 4 декабря 2019 года, а также представительство интересов граждан по всем категориям дел, в случае назначения судебных заседаний и проведения следственных действий, рассмотрения административных дел, включая дел о нарушении правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», отмечено в решении Совета ПАНО «О порядке оказания адвокатами юридической помощи в условиях пандемии».

В этот сложный период времени полное одобрение адвокатами получило принятое по инициативе президента палаты Рогачева Н.Д. решение Совета ПАНО об уменьшении размер ежемесячных обязательных отчислений в палату для адвокатов за май 2020 года на 50%, а также решение Президиума НОКА о предоставлении отсрочки в погашении задолженности адвокатских контор по выданным на ремонт офисных помещений, приобретения мебели и оргтехники, снижении на 50% размер ежемесячных отчислений адвокатов на общеколлегиальные нужды на период с апреля по июнь 2020 года.

Своих не бросаем!

Что еще можно сказать о жизни канавинцев в условиях пандемии? То, что градус отношений в конторе потеплел, я увидел в коллективе ещё большую сплоченность, переживание друг за друга, за членов их семей. В этот непростой период адвокаты стали чаще созваниваться друг с другом и стали звонить пожилым, одиноким адвокатам, интересоваться их здоровьем, житейскими проблемами и предложением помощи в их решении. В случае если она кому-то необходима, уверен, каждый из канавинцев без раздумья будет готов её оказать.

В период пандемии в нашей конторе началась дискуссия, что адвокатам необходимо перестроиться в новых условиях работы, для чего начинать оказывать юридическую помощь удаленно, создавать личные онлайн-кабинеты, использовать для этого существующие мессенджеры – программы для смартфонов или персональных компьютеров, позволяющие мгновенно обмениваться текстовыми сообщениями, телефонными звонками или разговаривать с использованием видеосвязи.

На мой взгляд, для адвокатуры это вряд ли приемлемо, встает вопрос оплаты услуг адвоката. Работа адвоката - это прежде всего личное общение с доверителем, убеждение судьи в правоте позиции своего доверителя не по монитору, а вживую.

Однако дистанционное обучение, например, уже становится обыденным явлением. При этом нас стали все чаще убеждать, что за «удаленкой» будущее. Может быть, пандемию коронавируса для глобального введения подобной «удаленки» и придумали?

P.S. Выше голову, коллеги, идем дальше...

стажер Эдуард Лесков,
руководитель стажировки – адвокат Наталья Чехова.