Селивестрова Валентина Леонидовна, адвокат Адвокатской конторы Спасского района НОКА
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №02-2020

 

В соответствии со ст.152 СК РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153 СК РФ приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
И опекуны, и приемные родители получают идентичные выплаты на содержание ребенка. Но приемные родители, помимо выплат на содержание приемного ребенка, получают вознаграждение за исполнение своих обязанностей, конкретный размер которой устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, общефедеральных правил нет.
Ежемесячное пособие на опекаемых детей назначается со дня смерти родителей либо вступления в силу решения суда о лишении родительских прав обоих или единственного родителя, либо других обстоятельств, в соответствии с которыми над ребенком устанавливается опека (попечительство), но не более чем за шесть месяцев до дня принятия решения органом местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства).
В Нижегородской области в 2020 году размер ежемесячного пособия на опекаемых детей составляет:
на детей в возрасте до 3 лет 7 325 руб.;
на детей в возрасте от 3 до 6 лет 8057 руб.;
на детей в возрасте от 6 до 16 лет (учащимся до 18 лет): 9 156 рублей.
Данные выплаты урегулируются нормативно-правовыми актами:
Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» (в ред. закона Нижегородской области от 31 июля 2018 г. № 75-З);
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2004 г. № 288 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, ежемесячной денежной выплаты и предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке обеспечения проездом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях Нижегородской области» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 г. № 897).
В семейном законодательстве РФ обязанности прекращать работу по основному месту занятости у приемного родителя не установлено.
С учетом того, что приемные родители и опекуны, исполняющие свои обязанности возмездно, получают за выполнение родительских обязанностей вознаграждение по гражданско - правовому договору и не имеют права на отпуск по уходу за ребенком по основному месту работы и на ежемесячное пособие до достижения ребенком 1.5 лет. Данная позиция была подтверждена решением Верховного суда РФ от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132 - где говорилось, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.
Приемный родитель имеет право на стандартный налоговый вычет на подопечного ребенка. В данной ситуации налоговый вычет могут получить оба родителя, если договор оформлен на обоих супругов быть оформлен супругом приемного родителя. А если же договор оформлен только на одного родителя до этот родитель имеет право на двойной вычет и размер вычета может зависеть от количества детей, воспитывающихся в семье
Приемный родитель не имеет права на получение пособия по безработице (ст. 2 и п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
С вознаграждения приемного родителя - как и с любого другого вознаграждения по гражданско-правовому договору - удерживаются как алименты на содержание ребенка так и любые взыскания по исполнительным производствам.
На вознаграждение приемного родителя начисляется подоходный налог. Удержание подоходного налога с вознаграждения приемного родителя должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи. Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Так, периоды осуществления опеки над ребенком по договору о приемной семье должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии (п. 11 Письма Минобразнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»). Начисление страховых пенсионных взносов на сумму вознаграждения должно быть оговорено в договоре о создании приемной семьи.
Если приемный родитель – пенсионер, то он будет считаться работающим пенсионером.
Решения Верховного Суда РФ уравнивают исполнение обязанностей приемного родителя к обычной оплачиваемой деятельности. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.11.2015 № 72-КГ15-3 установлено, что «получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате» - и поэтому заявителю по делу было отказано в пенсии по потере кормильца и в федеральной доплате к пенсии. Также определением Верховного Суда РФ от 11.07.2016 № 29-КГ16-3 оказание «услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение» было приравнено к «выполнению оплачиваемой работы», а приемный родитель - к «работающему лицу».
Периоды воспитания ребенка по договору о приемной семьи в педагогический стаж не включается и не дает прав досрочного выхода на пенсию, так как приемный родитель состоит не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях, причем не с образовательной организацией, а с органами опеки и попечительства, педагогическим работником он не считается.
Если приемный ребенок – инвалид, приемный родитель право на досрочную пенсию по уходу за ребенком-инвалидом не имеет. Согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на один год за каждые полтора года опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 (для опекунов-мужчин) и 15 лет (для опекунов-женщин). Таким образом (при соблюдении всех остальных условий), женщины-опекуны могут выйти на пенсию самое раннее в 50 лет (вместо 55 лет), а мужчины-опекуны - в 55 лет.
На практике суды выносят разные решения. Так, Павловский районный суд Нижегородской области 15 июля 2014 года удовлетворил исковые требования приемного родителя, обязав пенсионный фонд назначить пенсию приемному родителю по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 8 лет.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года К. в удовлетворении исковых требований о признании решения об отказе
в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости
в связи с воспитанием ребенка-инвалида с детства до 8 лет отказано. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 23.07.2019 года решение Лысковского районного суда оставлено без изменения а жалоба К. без удовлетворения. Определением Первого кассационного суда вышеуказанные судебные решения оставлены без изменения.
Несмотря на то, что приемная семья определяется как опека, а приемные родители выполняют обязанности опекуна по отношению к воспитаннику, текущая практика Пенсионного фонда РФ и судебная практика такова, что право на досрочную пенсию согласно п. 1 (1) ст. 32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» признается только за опекунам, исполняющими свои обязанности безвозмездно. Поскольку государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка, а не через досрочную пенсию, приемным родителям детей-инвалидов досрочная пенсия не полагается.
Если приемный ребенок – инвалид, приемный родитель право на ежемесячные компенсационные выплаты, полагающиеся неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами не имеет.
Речь идет об общефедеральных ежемесячных выплатах неработающим трудоспособным опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в размере 5 500 рублей, установленных Указом Президента РФ от 26.12.2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет») - нет.
Решением Порховского районного суда Псковской области от 17 апреля 2015 г. УПФР в Порховском районе Псковской области обязано возобновить с первого марта 2015 г. ежемесячные компенсационные выплаты Д. как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Е., суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 91-КГ17-2 апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 17 мая 2016 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Псковского областного суда в ином составе суда.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 11.07.2016 № 29-КГ16-3 был поддержан отказ в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку Верховный Суд РФ приравнял оказание «услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение» к «выполнению оплачиваемой работы», а приемного родителя - к «работающему лицу».