Жегалова Галина Андреевна, юрист отдела регионального законодательства ООО «АПИ»
 

Нередки случаи, когда при полной и своевременной оплате услуг ЖКХ у жителей многоквартирных домов (далее – МКД) возникают претензии к качеству этих услуг, в том числе к качеству отопления в квартирах. Жильцы обращаются с просьбой устранить возникшие проблемы в управляющую компанию, но та не всегда спешит эту просьбу удовлетворить. А в некоторых случаях в ее удовлетворении вообще отказывает – со ссылкой на устаревшие трубы, плохие батареи в квартире и т.д.

Жители, как правило, со временем смиряются с таким положением и перестают жаловаться… Также бывают ситуации, когда жильцы всего подъезда мерзнут из-за соседа, который, например, сделал теплый пол и незаконно врезался в общую трубу отопления. Управляющая компания ссылается на то, что сделать ничего не может, т.к. собственник квартиры никого в нее не впускает.

Помните: такая позиция управляющей компании не соответствуют закону и нарушает права жильцов МКД! Внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматур, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также из другого оборудования, расположенного на этих сетях, является общим имуществом МКД, ответственность за которое несет управляющая компания (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Поэтому именно управляющая компания должна решать вопросы, касающиеся ненадлежащего качества отопления, включая судебные разбирательства с собственниками, незаконно врезавшимися в общую трубу. При этом в Российской Федерации действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Этот документ регламентирует нормативы предоставления услуг ЖКХ (отопление, водоснабжение, вывоз ТБО и пр.).

В соответствии с этими Правилами температура в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (а в угловых комнатах не ниже +20 °C). Если температура в комнатах ниже указанных значений, жители вправе требовать уменьшение размера платы за отопление. Судебная практика данную позицию подтверждает. Можно удостовериться в этом, открыв, например:

- апелляционное определение Пермского краевого суда от 22.09.2014 по делу N 33-8303 (требование о взыскании суммы перерасчета платы за теплоснабжение, процентов за пользование чужими денежными средствами и о компенсации морального вреда правомерно удовлетворено в части, поскольку ответчик предоставлял истцу услугу в виде отопления ненадлежащего качества, температура в жилом помещении истца была ниже значений, установленных законодательством);

- апелляционное определение Оренбургского областного суда от 18.02.2014 N 33-841/2014 (иск в части обязания произвести перерасчет платы за отопление путем освобождения от внесения платежей за отопление квартиры за определенный период удовлетворен, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлено, что ответчиком предоставлялась услуга по подаче тепловой энергии в квартиру истца ненадлежащего качества, а доказательств того, что оказание коммунальной услуги ненадлежащего качества произошло не по вине ответчика, не представлено).

Таким образом, при недостаточном отоплении жильцам МКД необходимо обратиться с жалобой в управляющую компанию, представитель которой должен прийти и измерить температуру в квартирах. По результатам замеров составляется акт о соответствии либо несоответствии значений температуры ее значениям, установленным законодательством. Копию этого акта жильцам лучше оставить у себя – в качестве доказательства на случай, если в будущем с управляющей компанией придется судиться. Если отопление не соответствует норме, а управляющая компания данную проблему не решает, жильцы вправе обратиться с жалобой в Государственную жилищную инспекцию.

Материал основан на ответе на вопрос, поступивший на линию консультаций «АПИ». Специальное предложение для адвокатов по использованию системы КонсультантПлюс вы можете получить, заказав обратный звонок на нашем сайте https://api.nnov.ru/.