Андрей Гущин, юрист Линии консультаций, Компания «АПИ», Нижний Новгород

 

Лицензия на пользования недрами и лицензия на право осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами: коллизия правовых норм или чёткое правовое регулирование?

 

Общими нормами гражданского законодательства предписано, что «в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ» (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).
При этом норма ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушение, состав которого определён как «пользование недрами без лицензии на пользование недрами», в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей, на юридических лиц в размере от 800000 до 1000000 рублей, заставляет будущих недропользователей в целях соблюдения требований законодательства задуматься о том, в каком порядке и на основании какого правового акта им такую лицензию получить.
И причина для возникновения связанных с этим вопросов действительно имеется.
С одной стороны, всем известен Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако в приведённом в ч. 1 ст. 12 данного Закона перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, такой вид, как «деятельность, связанная с пользованием недрами», отсутствует. Исключение составляет такой вид деятельности, как «производство маркшейдерских работ» (п. 43). При этом согласно ч. 3 ст. 12 данного Закона «введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии». Таким образом, анализ норм названного правового акта позволяет заключить, что лицензирование деятельности, связанной с пользованием недрами (за исключением производства маркшейдерских работ) Законом N 99-ФЗ не предусмотрено. Нет названного вида и в перечне видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 1 указанного ФЗ «осуществляется в порядке, установленном иными федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности».
С другой стороны, в настоящее время является действующим также Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". В ч. 1 ст. 11 этого Закона определено, что «предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии». Также в данной статье содержатся следующие положения: «Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. <…> Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов» (ч. 3 и ч. 4).
При этом масла в огонь подливает норма ч. 5 ст. 9 Закона N 2395-1, согласно которой «в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии)».
Так как же соблюсти вышеприведённые нормы обоих законов, кажущиеся столь противоречивыми, на первый взгляд? Как это часто бывает, ответ можно найти в судебной практике. В частности, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2013 по делу N А78-4537/2012 содержится следующее толкование их соотношения: «…лицензия на пользование недрами определяет порядок и условия пользования государственной собственностью - недрами, а не является лицензией на конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию в силу Федерального закона N 99-ФЗ».
Таким образом, очевидно, что под «пользованием недрами без лицензии на пользование недрами» законодатель в КоАП РФ имеет в виду нарушение соответствующих норм Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Получение лицензии на право осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами (исключение составляет производство маркшейдерских работ), законодательством не предусмотрено. Соответственно её отсутствие административную ответственность согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ не влечёт.
В заключение отметим, что вопросы, связанные с предоставлением лицензий на право пользования недрами для проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, образования особо охраняемых объектов, регулируются также действующим в настоящее время Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1.

 

Материал основан на ответе на вопрос, поступивший на с линию консультаций «АПИ».

Ежемесячно на линию консультаций обращается с вопросами более 1500 специалистов Нижнего Новгорода и области. Линия консультаций предоставляет краткие консультации по вопросам в области права, бухгалтерского учета и налогообложения с учетом региональной специфики. Работает 7 дней в неделю. На Линии консультаций работают 13 экспертов. Краткие письменные консультации предоставляют юристы и аудиторы 8 компаний-партнеров.

Чтобы получить консультацию, можно позвонить: 461-80-90
написать: office@api.nnov.ru
заполнить форму

Адвокаты могут протестировать сервис горячей линии, заказав подборку судебной практики по интересующей теме или записаться в оборудованный офис с полной версией систем КонсультантПлюс для подготовки к судебному заседанию.