Виктор Геннадьевич Суспицин, адвокат, Адвокатский кабинет №221
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №06-2017
 

 

Изменения в регулировании строительного рынка
03.07.2016 был принят Федеральный закон №372 – ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступающий в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2016).

Изменения, предусмотренные указанными нормативными актами, касаются порядка деятельности саморегулируемых организаций и условий членства в СРО. Кроме того, определены основные положения переходного периода, обязывающие членов «строительных» СРО, зарегистрированных

в субъекте РФ отличном от места государственной регистрации самого СРО, изменить членство в такой некоммерческой организации на членство в саморегулируемой организации, зарегистрированной в том же субъекте РФ. Безусловно, положительной для малого бизнеса новеллой Градостроительного Кодекса РФ является освобождение от необходимости членства в СРО и, соответственно, от дополнительных расходов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих работы по договорам подряда, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей, а так же физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома.

Для СРО, созданных и осуществляющих деятельность в сфере строительства, был сформулирован региональный принцип, что так же представляется оправданным. Так, членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация. Исключение в законе предусмотрено для случаев, когда в регионе отсутствует СРО в сфере строительства. В такой ситуации строительная компания или индивидуальный предприниматель смогут вступить в СРО, зарегистрированную в соседнем субъекте РФ, имеющем общую границу с субъектом Российской Федерации в котором зарегистрирована строительная компания или ИП.

Компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО

в сфере строительства формируются в зависимости от одного из пяти уровней ответственности, с учетом стоимости объекта по одному договору и размера обязательств по договорам строительного подряда, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров. Так, при первом, минимальном уровне ответственности, взнос в компенсационный фонд возмещения вреда при стоимости работ по одному договору, не превышающей шестидесяти миллионов рублей, установлен в размере ста тысяч рублей. Минимальный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет двести тысяч рублей, при размере обязательств по договорам строительного подряда, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышающих шестидесяти миллионов рублей. Максимальный взнос в компенсационный фонд возмещения вреда составляет в настоящее время пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации). Соответственно, максимальный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в этом случае составит двадцать пять миллионов рублей.

В Градостроительном кодексе РФ определены квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям и руководителям юридического лица, такие как наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а так же требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица не менее двух специалистов, трудовая функция которых включает, соответственно, организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Статьей 6 Закона №372-ФЗ от 03.07.2016 года определены сроки, в которые саморегулируемые организации обязаны предпринять определенные законом действия, в том числе, в части формирования фондов. В частности, до 1 ноября 2016 г. СРО должны были разместить средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ. Окончательное формирование компенсационного фонда возмещения вреда или компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должно быть осуществлено СРО в срок до 1 июля 2017 года. До этой же даты СРО обязаны привести все свои внутренние документы в соответствие с новым законом. Невыполнение саморегулируемой организацией в установленный законом срок требований о представлении в орган надзора документов, подтверждающих свой статус, а также в случае наличия в составе СРО членов, зарегистрированных в ином субъекте РФ (за исключением иностранных организаций), дает право органу надзора за деятельностью СРО с 1 октября 2017 г. принять решение об исключении такой СРО из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Введение регионального принципа для СРО, созданных и осуществляющих деятельность в сфере строительства, повлекло соответствующие обязанности членов СРО, зарегистрированных в ином субъекте РФ, чем сама организация, членами которой они являются. При этом, как показывает практика, принятый региональный принцип деятельности СРО в области строительства приводит

в определенных случаях к возникновению конфликта интересов СРО с обязанностями ее членов. Дело в том, что действующие члены СРО, зарегистрированные в ином субъекте, обязаны были в срок не позднее 1 декабря 2016 года письменно уведомить свою некоммерческую организацию о принятии одного их двух решений: либо о намерении добровольно прекратить членство в такой СРО, в том числе с последующим переходом в СРО, зарегистрированную в другом субъекте РФ, либо

о сохранении своего членства в организации, с приложением необходимых документов. Члены СРО, не уведомившие саморегулируемую организацию о своих намерениях, будут исключены из членов СРО после 1 июля 2017 г.

Естественно, что саморегулируемые организации не заинтересованы в переходе своих членов в другие СРО, поскольку в этом случае юридическое лицо или ИП при переходе в СРО по месту своей государственной регистрации вправе в заявительном порядке перевести свои взносы в компенсационный фонд организации, в которую они намерены перейти. Заявление о перечислении в другую СРО внесенного в компенсационный фонд взноса необходимо подать до 1 сентября 2017 г.

В некоторых случаях СРО по надуманным основаниям препятствуют переходу своих членов в другую саморегулируемую организацию, затягивая процесс перевода денежных средств члена СРО, либо вовсе принимают решения об исключении из членов организации юридического лица, выразившего намерение перейти в другую саморегулируемую организацию.

В качестве примера можно привести действия Ассоциации строительных компаний «Саморегулируемая организация «Союз строителей», отказавшей своему члену, Акционерному обществу «Т», во внесении в реестр членов СРО сведений о переходе указанной компании в другую СРО, по месту своей государственной регистрации, несмотря на то, что соответствующее уведомление было подано юридическим лицом до 01 декабря 2016 г. В качестве основания отказа внести в реестр членов организации сведения

о прекращении членства общества в СРО было указано, что соответствующее уведомление общества было получено саморегулируемой организацией позднее срока, установленного действующим законодательством, то есть после 1 декабря 2016 г. Акционерное общество сочло свои права нарушенными, поскольку, с одной стороны, указанный отказ СРО прекратить членство общества в этой организации не позволял обществу вступить в другую СРО по месту своей регистрации, в силу того, что юридическое лицо не может одновременно являться членом двух СРО одного вида, с другой стороны, созданы препятствия для перевода взносов общества в компенсационный фонд другой СРО.

В исковом заявлении акционерного общества, подготовленном автором настоящего обзора, содержались требования признать незаконным отказ саморегулируемой организации удовлетворить уведомление акционерного общества о добровольном прекращении членства в этой СРО в целях перехода в другую саморегулируемую организацию и обязать ответчика внести в реестр членов СРО сведения о прекращении членства общества в этой СРО в целях перехода в другую саморегулируемую организацию, на основании пункта 1 части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ (в редакции от 28.12.2016 г.). Решением арбитражного суда исковые требования акционерного общества были удовлетворены в полном объеме.

Видимо, осознавая несостоятельность своей позиции в описанной ситуации, СРО уже в период рассмотрения дела судом поспешно провела проверку в отношении акционерного общества,

и вынесла решение об исключении общества из членов саморегулируемой организации. Судом в рамках рассмотрения указанного арбитражного дела данному обстоятельству была дана соответствующая правовая оценка. В мотивировочной части решения суд указал, что доводы ответчика о принятии решения о принудительном исключении истца из членов СРО суд во внимание не принимает, в том числе потому, что данное решение ответчик принял в период рассмотрения настоящего спора (после принятия иска к производству суда) и до вынесения решения по существу спора, что является, по мнению суда, злоупотреблением правом со стороны ответчика (ст. 10 ГК РФ). С полным текстом указанного решения суда от 06 апреля 2017 г. по делу № А70-2014/2017 можно ознакомиться в картотеке арбитражных дел. Относительно обязанности СРО перечислить взнос в компенсационный фонд, внесенный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в компенсационный фонд другого СРО, в которое обязано перейти такое юридическое лицо или ИП с целью соблюдения регионального принципа своего членства, складывается положительная для строительных компаний судебная практика. Арбитражные суды удовлетворяют соответствующие иски строительных компаний на основании части 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, согласно которой юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в СРО в целях перехода в другую СРО по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой СРО, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации в СРО, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В указанном случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в СРО соответствующего заявления бывшего члена СРО и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной СРО. Следует так же учесть, что в случае, если членом СРО до 1 декабря 2016 г. не было подано заявление о прекращении членства в связи переходом в другую СРО по месту своей государственной регистрации, либо о сохранении членства в СРО с приложением необходимых документов, такие строительные компании или ИП с 1 июля 2017 года исключаются из членов некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления организации.