Рогачев Николай Дмитриевич, президент Палаты адвокатов Нижегородский адвокатов, председатель президиума Нижегородской областной коллегии адвокатов
Опубликовано "Нижегородский адвокат" №08-2017
 

На обсуждения членов Нижегородской областной коллегии адвокатов вынесено Положение о социальной поддержке членов коллегии.
Если документ будет одобрен конференцией адвокатов, в истории Нижегородской областной коллегии откроется новая страница. Пока она кажется неприметной, но представьте себе корпорацию, длительное пребывание в которой влечет право на негосударственную пенсию и иные меры поддержки.
Какие идеи заложены в проект документа, мы спросили у председателя президиума Нижегородской областной коллегии адвокатов Николая Дмитриевича Рогачева.

– Николай Дмитриевич, планируется принять Положение о социальной поддержке адвокатов, почему возникла эта идея, возникла сейчас и какие цели она преследует?

– Цель принятия документа указана прямо в нем – это поддержка бывших адвокатов, ставших пенсионерами, поскольку сегодня государственные пенсии, которые получают адвокаты, мизерные.
Мы видим, что в ближайшее время ждать увеличения государственной пенсии не приходится. Принимая Положение
о социальной поддержке, коллегия откликается на призывы экономистов: «Забота о пенсии - дело рук, прежде всего, самого будущего пенсионера». Поэтому мы полагаем, что настала пора начинать людей стимулировать на это. Сегодня коллегия способна выплачивать адвокатам в виде пособий небольшие суммы, а в будущем, когда адвокаты поймут, что нужно нарабатывать себе надбавку к государственной пенсии, мы сможем позволить себе увеличить размер пособия.
Таким образом, главная цель – это обеспечить людям поддержку, хотя, на первом этапе, и не очень высокую.

– Николай Дмитриевич, как социальная поддержка со стороны коллегии, своего рода патронаж, увязывается с идеей стимулировать адвоката заботиться о себе самому?

– Дело в том, что средства коллегии формируются за счет отчислений адвокатов. Как мы полагаем, на ближайшее будущее хватит резерва, накопленного за счет тех отчислений, которые делают адвокаты, располагающиеся в офисах, находящихся в собственности коллегии адвокатов. Напомню, что размер их отчислений на нужды коллегии выше, чем отчисления адвокатов, располагающихся в арендованных офисах.
С другой стороны, эти адвокаты экономят на том, что избавлены от необходимости платить высокую арендную плату.
Благодаря политике коллегии по приобретению офисов создана финансовая подушка, и сегодня коллегия может
направить некоторые средства на социальную поддержку коллег при уходе на пенсию.
Поскольку помещения остаются в собственности коллегии, социальная поддержка является также и своего рода компенсацией того вклада, который внесен уходящими на пенсию
адвокатами в приобретение помещений.
Мотивацию я вижу и для молодежи, которая пока, наверное, смотрит на будущую пенсию, как на что-то весьма отдаленное. Но понемногу и к ним придет понимание, что если платить повышенные отчисления в коллегию, то в будущем можно рассчитывать на поддержку корпорации.
Мы рассчитываем на то, что будет иметь место взаимная поддержка адвокатов старшего и молодого поколений: отчисления молодежи, экономящей на арендной плате, позволят оказывать социальную поддержку старшим коллегам, что компенсирует последним частично те затраты на приобретение помещений, которые они несли в ходе активной адвокатской деятельности.

– Скорее всего, в других адвокатских образованиях нет аналогичных проектов, наверное, и возможности нет. Как проявит себя возникшая разница в положении адвокатов, являющихся членами разных адвокатских образований?
Нет ли планов распространить эту идею на Палату адвокатов Нижегородской области в целом?

– Пока такой возможности нет, ведь это потребовало бы очень существенных платежей в фонд палаты.
Что касается адвокатских образований, то коллегии адвокатов, численность которых меньше, чем НОКА, тем не менее, могли бы последовать нашему примеру в те годы, когда НОКА начала приобретать помещения в собственность. Напомню, что Нижегородская областная коллегия адвокатов начала приобретать помещения с начала 2000 годов. Выстояв в трудный период, мы воспользовались благоприятными годами, чтобы пополнить фонд своей коллегии.
Небольшим коллективам, конечно, сложно аккумулировать деньги на своих счетах, но у них ведь и численность небольшая (помещений надо меньше), и платежи небольшие (есть резерв возможности увеличить их под благую цель), и сплоченность коллектива, его управляемость должна быть выше. Все это возможности, которые позволяют реализовать задачи, сходные с теми, что решает наша коллегия, только в других масштабах.

– Давайте обратимся к тексту проекта. Какие основные условия предусмотрены
в Положении?

– Самое важное условие для получения права на социальную поддержку - достижение действующим членом коллегии определенного возраста. Возраст достаточно солидный – 65 лет, как для мужчин, так и для женщин.
Такой подход не только учитывает специфику профессии (в ней одинаково комфортно могут себя чувствовать как мужчины, так и женщины, причем даже в солидном возрасте), это еще и тренд, который заметен в пенсионном законодательстве, как в российском, так и зарубежном.
Второе условие – не менее 35 лет стажа адвокатской деятельности в составе Нижегородской областной коллегии адвокатов. Деятельности, в период которой шли отчисления на нужды коллегии.
Следующее условие – поддержка начинается после прекращение статуса адвоката.
К сожалению, по экономическим соображениям, Положение будет распространяться только на тех членов коллегии, которые прекратят статус после его вступления в силу. Кроме того, те, кто ушли из коллегии раньше, не формировали фонд, который выступит источником средств для выплат, либо формировали его в меньшей степени.
Конечно, здесь могут быть разные точки зрения, могут быть другие предложения, они подлежат обсуждению, во всяком случае, последнее слово за конференцией адвокатов - членов НОКА.
Я бы хотел подчеркнуть, что если какие-либо положения проекта или он в целом вызовут замечания, их следует обязательно направить в президиум коллегии. В ноябре мы хотим повести совещание, систематизировать и обсудить конкретные предложения, и, что немаловажно, иметь время посчитать «цену» поправок с точки зрения сметы коллегии.

– Николай Дмитриевич, одинаковые суммы будут получать люди, которые подпадают под заложенные в документе критерии? Какой механизм принятия решения о том, какие конечные суммы будут выплачиваться конкретному адвокату?

– Положение предусматривает наличие базового размера социальной поддержки. Он одинаков для всех и ежегодно устанавливается конференцией адвокатов.
Предусмотрено также, что за заслуги тех или иных людей перед коллегией могут быть сделаны надбавки, хотя и не очень большие, в пределах 10-15 процентов. В том случае, если президиум, а затем и конференция – высший орган коллегии адвокатов, соглашается что тот или другой человек заслуживает более серьезной финансовой поддержки, размер выплат может быть увеличен.
На начальном этапе базовый размер поддержки составляет 5,5 тысяч рублей, это вполне под силу коллегии адвокатов, в будущем, по мере ухода людей на пенсию, нагрузка будет возрастать. Но, по нашим расчетам, лет пять коллегия может выплачивать поддержку пенсионерам без увеличения размера отчислений.

– Предусмотрен ли механизм лишения этой поддержки лица, ее получающего, в каких случаях это возможно?

– Лишение социальной поддержки возможно в одном случае – когда признанный нуждающимся в социальной поддержке бывший член коллегии начинает оказывать юридические услуги.
В целом, Положение основывается на презумпции доверия к адвокатам, которые добросовестно 35 лет осуществляли адвокатскую деятельность и в возрасте 65 лет вышли на заслуженный отдых. Мы понимаем, что может возникнуть необходимость оказать юридическую помощь родственникам и близким людям, в этом случае мы говорим: объяснитесь. Если это так, то такое участие в делах не будет рассматривается как систематическое оказание юридической помощи или юридической услуги уже за пределами профессиональной адвокатской деятельности.
Есть еще норма о том, что социальная поддержка может быть прекращена в случае, если коллегия, назначая пособие, была введена в заблуждение о наличии такого права у адвоката, но в возможность такого я не верю.
Однако в Положении предусмотрены ограничения права на получение пособия. Так, не может рассчитывать на пособие адвокат, статус которого или членство в коллегии прекращены в связи совершением дисциплинарного проступка.

– Название документа: «Положение о социальной поддержке» говорит о том, что оно должно регулировать не только вопросы помощи пенсионерам...

– В коллегии уже сложилась определенная практика социальной поддержки. Например, те адвокаты - члены коллегии, которые сегодня уходят на пенсию, но осуществляли адвокатскую деятельность в конторах, включенных в список участвовавших в приобретении помещений в собственность коллегии, получают единовременное пособие, достаточно приличное. Хочу сказать, что ни в одной коллегии в России такого значительного пособия не выплачивается.
В связи со смертью адвоката мы выплачиваем семьям поддержку на похороны, которая не очень большая, но минимальные расходы все-таки компенсирует. Эта практика нашла отражение в нашем Положении. Будущее покажет, какая и кому еще необходима поддержка.
Например, мы заложили в Положении, что
в связи с получением в процессе работы инвалидности I и II группы право на получение пособия возникает на 5 лет раньше.
Поэтому очень важно, чтобы проект Положения, разработанный президиумом, широко обсуждался членами коллегии. Мы вправе сами внести коррективы, как по размеру и по критериям нуждаемости в поддержке, так и по основополагающим принципам, которые на которых базируется наше Положение.