Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д. 25
Палатин Андрей Владимирович, адвокат, (Адвокатская контора №18 НОКА).
В журнале "Нижегородский адвокат" не публиковалось

 

Средства массовой информации и социальные сети в начале июня 2018 года буквально взорвались новостью о том, что с 1 июля переводы с карты на карту будут облагаться налогом по ставке 13%. В появившейся информации была ссылка на поправки в статью 86 НК РФ, вступающие в силу с 1 июля 2018 года.


Чтобы успокоить налогоплательщиков, ФНС обнародовало письмо ФНС России от 27.06.18 № БС-3-11/4252@, в котором рассмотрела интернет-обращение о порядке обложения налогом на доходы физических лиц денежных средств, полученных от другого физического лица путем перевода с «карты» на «карту».
В данном письме налоговый орган на основе анализа действующих норм НК РФ разъясняет, что перевод от физического лица безвозмездно на счёт другого физического лица вне зависимости от суммы такого перевода не облагается НДФЛ.
А вот денежные средства, поступившие на счёт физического лица в качестве оплаты товаров, услуг, вознаграждения за трудовые обязанности или по договорам гражданско-правового характера, признаются доходом такого физического лица, подлежащим обложению НДФЛ.
Право налоговиков узнавать у банков о всех операциях по счетам граждан было и ранее закреплено в ст. 86 НК РФ.
В соответствии с Федеральным законом N 343-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 июня 2018 года вступили в силу изменениям в ч. 2 ст. 86 НК РФ относительно контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах. Такие счета, с точки зрения налогового контроля, приравняли к обычным денежным. Полагаю, данные изменения налогоплательщиков – физических лиц практически не коснутся.
Необходимо заметить, что узнать о движении средств на счетах граждан не значит автоматически обложить данные переводы налогом.
Если налоговый орган в результате проверки обнаружит денежные средства, происхождение которых необходимо прояснить, соответствующий запрос будет сделан владельцу счета. Ему в течение пяти дней необходимо будет дать пояснение. В результате рассмотрения пояснения налогоплательщика (а также и в случае, если оно не предоставлено) налоговый орган принимает решение о том, имело ли место налоговое правонарушение (п. 5 ст. 88 НК РФ).
И все же, любое, даже самое малое ужесточение ст.86 НК РФ, в которой узаконено «любопытство» налогового органа относительно банковских транзакций между физическими лицами, настораживает. Отсутствие тотального контроля за доходами граждан связано, по моему мнению, исключительно с отсутствием технической возможности.
Со стороны ФНС России уже высказано предложение для организаций (пока!), вместо обязанности по представлению налоговых деклараций по отдельным налогам ввести обязанность по прямой передаче данных учета (бухгалтерии) в режиме реального времени в налоговый орган. Такое нововведение позволит осуществлять текущий налоговый контроль. В общедоступных источниках приведены сведения о том, что ФНС завершает строительство многомиллиардных мега центров обработки данных, вследствие чего с технической точки зрения эти планы выглядят вполне осуществимыми.