Палата адвокатов Нижегородской области

Карта сайта На главную Написать письмо Поискпо сайту

Архив журнала за 2017 год
Архив журнала за 2016 год
Архив журнала за 2015 год
Архив журнала за 2014 год
Архив журнала за 2013 год
Архив журнала за 2012 год
Архив журнала за 2011 год
Архив журнала за 2010 год
Архив журнала за 2009 год
Архив журнала за 2008 год
Архив журнала за 2007 год
Архив журнала за 2006 год
Архив журнала за 2005 год


Бесплатную помощь надо совершенствовать


Николай Дмитриевич Рогачев, президент Палаты адвокатов Нижегородской области.
Опубликовано в №07-2017

 

 

 

 

 По мнению президента Палаты адвокатов Нижегородской области, представителя Федеральной палаты адвокатов в Приволжском федеральном округе Н.Д.Рогачева, закон «О бесплатной юридической помощи в Российской   Федерации»  и   механизм   ее реализации нуждается в совершенствовании.  Об этом он сообщил председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А.Клишасу. О содержании письма «Нижегородский адвокат» расспросил Николая Дмитриевича Рогачева.


Упростить конструкцию закона.

В настоящее время Закон труден для его понимания населением. 

Так, часть 1 статьи 20 Закона перечисляет категории граждан, имеющих право на получение всех видов юридической помощи бесплатно, а вторая часть данной статьи перечисляет условия, при наступлении которых предоставляется бесплатная юридическая помощь, и те сферы правоотношений, в рамках которых она оказывается.

Как правило, граждане, убедившись в том, что они подпадают под ту или иную категорию, предусмотренную частью 1 статьи 20 Закона, требуют оказания им юридической помощи бесплатно по всем возникающим у них правовым проблемам.

При этом, закон устанавливает не только категории, но и случаи оказания  юридической помощи бесплатно.  Если ситуация, с которой обращается гражданин, не подходит под случай, установленный другими частями уже упоминавшейся статьи 20 Закона, граждане получают мотивированный отказ в оказании юридической помощи бесплатно. Но воспринимают такой отказ, даже правомерный, конфликтно, считая, что им не хотят оказывать помощь. Чаще всего это происходит, когда гражданин обращается  за получением первичной консультации. Поэтому я предлагаю исключить из ст. 20 закона его часть 2, предусматривающую ограниченный перечень случаев бесплатного консультирования и составления правовых документов.


Уточнить субъектный состав

В соответствии со ст. 15 Закона органы исполнительной власти (федеральные и органы субъектов) включены в государственную систему БЮП, как первичной – в виде консультирования граждан, так и квалифицированной – составление правовых документов, представительство в судах всех инстанций.

Однако, например, в Пензенской области, входящей в состав Приволжского федерального округа, государственных юридических бюро не создано. Адвокаты области также не привлечены к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи. В итоге, оказание такой помощи возложено на органы социальной защиты.

По информации ГУ Минюста по Нижегородской области, органами социальной защиты Пензенской области в 2016 году оказана бесплатная юридическая помощь свыше 46 000 гражданам. При этом 99% от этого числа составляют устные советы. Иные виды помощи, которые принято рассматривать как  квалифицированную юридическую помощь, получил лишь 1% обратившихся.

Статистика Палаты адвокатов Нижегородской области показывает, что  число граждан, обращающихся за получением письменных консультаций, запросов об истребовании доказательств, за составлением правовых документов и за представительством в судах почти вдвое больше, чем тех, кто ограничивается лишь получением устного совета.

Эти данные свидетельствуют о том, что оказание квалифицированной юридической помощи теми, кто оказывает ее на профессиональной основе, позволяет в наибольшей степени удовлетворить потребности граждан.

Оказание квалифицированной юридической помощи лицами, не подтвердившими свою профессиональную квалификацию, а также лицами, в отношении которых отсутствуют установленные механизмы контроля качества оказываемой помощи, соблюдения ими профессиональной этики и конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи, влечет за собой не только нарушение принципов, изложенных в ст. 5 Закона, но и снижают эффективность его применения.

В этой связи я предлагаю статью 15 Закона дополнить частью 3 следующего содержания:

«Бесплатная юридическая помощь в виде письменных консультаций, составления правовых документов и представительства интересов граждан в судах возлагается на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов». 

Право федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов оказывать бесплатную юридическую помощь следует ограничить устным консультированием по вопросам, входящим в их компетенцию. Для этого надо исключить из части 1 статьи 16  закона слова: «и письменной форме», а также полностью исключить часть 2 статьи 16 закона.


Устранить административные барьеры.

Реализация положений Закона значительно осложнена тем, что нуждающиеся в получении БЮП должны представлять справки о среднедушевом доходе всей семьи.

Сбор таких справок особенно для граждан, проживающих на территории сельских населенных пунктов, весьма затруднителен.

В Европейских странах такие сведения размещены на специальных порталах информационных сетей, доступ на которые имеют адвокаты. Считаю абсолютно необходимым создание аналогичной базы данных, к которой будет предоставлен доступ лицам, оказывающим юридическую помощь бесплатно, на всей территории Российской Федерации, тем более, что подобный опыт уже имеется в городе федерального значения Санкт-Петербург. О пользе предложения свидетельствует то, что на долю питерских адвокатов приходится треть бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатами России.


Упростить отчетность.

Адвокаты неохотно участвуют в системе бесплатной юридической помощи как в силу того, что  уровень оплаты труда за эту помощь устанавливается субъектами Российской Федерации в среднем в пять-шесть раз ниже рыночной и не индексируется, так и в связи с избыточной отчетностью, которую требует Министерство юстиции Российской Федерации. При этом каких-либо улучшений механизма оказания бесплатной юридической помощи на основании данных сводных отчетов Министерством юстиции Российской Федерации не инициируется. У многих адвокатов создается впечатление, что сводные отчеты запрашиваются «для галочки», а не для реального анализа и совершенствования механизма оказания бесплатной помощи.

Между тем, в связи со значительным увеличением числа нуждающихся в получении бесплатной юридической помощи, возрастает актуальность совершенствования закона и механизма его реализации.

Адвокатами Нижегородской области за 2016 год оказано 49,6% от всего объема бесплатной юридической помощи, оказанной адвокатами 14 палат Приволжского федерального округа, что свидетельствует о высокой востребованности данного вида юридической помощи в Нижегородской области и, думаю, не только в ней.

 

© 2010-2017 «Палата адвокатов
Нижегородской области»
603005, г. Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д. 25
Тел: (831) 433-16-22, 433-39-98
E-Mail: advpalatann@mail.ru
Администрирование сайта
Компания "АйТи Груп"