Палата адвокатов Нижегородской области

Карта сайта На главную Написать письмо Поискпо сайту

Архив журнала за 2017 год
Архив журнала за 2016 год
Архив журнала за 2015 год
Архив журнала за 2014 год
Архив журнала за 2013 год
Архив журнала за 2012 год
Архив журнала за 2011 год
Архив журнала за 2010 год
Архив журнала за 2009 год
Архив журнала за 2008 год
Архив журнала за 2007 год
Архив журнала за 2006 год
Архив журнала за 2005 год


«Адвокатская монополия» германского образца

Стажер Второй коллегии адвокатов «Нижегородский адвокат» Анна Дмитриевна Махова.
Опубликовано в №04-2017

 

 

 

 


Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №312 была утверждена государственная программа РФ «Юстиция», направленная на упорядочение рынка юридических услуг путём его стандартизации и ограничения доступа к оказанию юридических услуг лиц, не имеющих статуса адвоката. Взятый курс на «монополизацию» сферы юридической помощи подогревает интерес к изучению аналогичного иностранного правового опыта, в особенности государств родственной романо-германской правовой семьи.

Классическим примером «монополизированного» рынка правовой помощи является Германия: понятие «юридическая помощь» здесь в подавляющем большинстве случаев означает юридическую помощь, оказываемую адвокатом.

Нормативное регулирование адвокатской деятельности и адвокатуры в ФРГ представляет собой иерархию актов, которая покажется близкой и понятной российским адвокатам.

Центральное место в системе правового регулирования адвокатской деятельности в Германии занимает  Федеральный закон «Об адвокатуре» (Bundesrechtsanwaltsordnung (BRAO)). Данный закон был принят  в ФРГ 1 августа 1959, то есть в период деления Германии на ФРГ и ГДР, однако в соответствии с Государственным договором об экономическом, валютном и социальном союзе, подписанном между ФРГ и ГДР (вступил в силу с 1 июля 1990 г.), на территории бывшей ГДР стали применяться законы ФРГ. 

Специфической особенностью германского законодательства об адвокатуре является наличие отдельного Федерального закона «Об оплате услуг адвокатов», регулирующего на федеральном уровне все вопросы оплаты адвокатских услуг, в том числе такой болезненный для юридического сообщества вопрос, как «гонорар успеха».

До 2008 года гонорар успеха был прямо запрещен в упомянутом выше законе ФРГ «Об оплате услуг адвокатов». Однако после проверки Федеральным Конституционным Судом данного положения, Конституционный Суд ФРГ пришел к выводу, что данное положение может ущемлять права граждан. Согласно  изменениям, вступившие в силу 1 июля 2008 г., в отдельных случаях (с учетом финансового положения клиента) при наличии соответствующей санкции суда адвокатом может быть установлен гонорар успеха. В частности, это касается случаев, когда у обратившегося лица объективно отсутствует возможность оплатить услуги адвоката, при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют о его праве получить какие-либо денежные средства по результату судебного процесса.


Как и в России, в Германии адвокатура организована по принципу корпорации, основным корпоративным актом которой является Кодекс профессиональной этики адвоката (Berufsordnung (BORA)). Он также имеет обязательное действие для всех адвокатов Германии, а нарушение его положений влечет за собой возможность привлечения к дисциплинарной ответственности.

Что касается самой «адвокатской монополии», то в Германии она проявляется в двух аспектах: 1) ограничение доступа к профессии и 2) ограничение участия в судебном процессе лиц, не имеющих статуса адвоката.

Ограничение доступа к профессии адвоката выражается, прежде всего, в образовательном цензе: соискатель статуса, имеющий высшее юридическое образование, должен успешно сдать два государственных экзамена. 

Первый государственный экзамен (Referendarexamen) сдается  в том учебном заведении, в котором обучался претендент. За ним следует стажировка (Referendarzeit), проходимая будущим адвокатом  в течение 2,5 лет в органах суда, прокуратуры, нотариата или адвокатуре. 

За окончанием стажировки следует сдача второго государственного экзамена (Assessorexamen). Организацией и проведением данного экзамена занимается министерство юстиции соответствующей федеральной земли. Программа экзамена ориентирована на проверку практических навыков.  

Успешная сдача обоих экзаменов даёт право называться «полным юристом» (Volljurist), так как открывает дорогу в любой юридической профессии, обусловленное единством требований ко всем правовым профессиям.

Вопрос допуска соискателя статуса к адвокатской практике решается Минюстом той  федеральной земли, на территории которой проживает соискатель. Принятию такого решения в обязательном порядке предшествует запрос и учет мнения территориальной коллегии адвокатов.

Таким образом, специфическим для германского законодательства является превалирующая роль Минюста в вопросе допуска к адвокатской профессии.

Кроме того, обращает на себя внимание и единство требований к адвокатам и судьям, существующее в Германии, что положительно сказывается на реализации принципа состязательности судопроизводства и позволяет поддерживать престиж адвокатской профессии и доверия населения адвокатам.


Что касается ограничений, связанных с осуществлением самой юридической практики, то они выражаются в следующем.

До вступления в силу 1 июля 2008 г. немецкого Федерального закона «О юридических услугах» действовал предыдущий Федеральный закон «О юридической консультации», прямо запрещавший оказывать любые юридические услуги лицам, не имеющим соответствующего статуса.

С 1 июля 2008 года доступ к досудебному консультированию получили, в том числе, лица, вообще не имеющие юридического образования.

В то же время, значительный спектр правовой помощи (судебное представительство, представительство в органах власти и пр.) по-прежнему остался в рамках исключительной адвокатской монополии.

По общему правилу судебным представителем в Германии выступает адвокат, отказаться от которого можно лишь в случае мелкого гражданского спора, к примеру, в случае, когда цена иска не превышает 5 000 евро.

При этом адвокаты Германии наделены возможностью осуществлять  ряд специфических функций, в том числе выступать доверительным управляющим имуществом клиента. 


Наличие адвокатской монополии в Германии дало благодатную почву для развития такого института, как «специализированная адвокатура» (Fachanwaltsschaft), доступ к которой открывает значительный опыт в отдельных правовых сферах.

Порядок и основания присвоения данного статуса регулирует общий Федеральный закон «Об адвокатуре», а также специальный Федеральный закон «О специализированных адвокатах» (Fachanwaltsordnung (FAO)).

Решение о присвоении специализации принимается Советом Палаты федеральной земли на основании заявления адвоката.

Специализация не может быть присвоена более, чем в 3-х областях права. 

По некоторым данным, общее соотношение «специализированных» адвокатов к общему числу адвокатов составляет порядка 23,3 %.

В качестве вывода стоит отметить, что концептуальное единство подхода организации адвокатуры в России и Германии дает возможность наглядно изучить «монополизированную» модель рынка юридических услуг и использовать положительный германский правовой опыт для его имплементации на родную правовую почву.


Примечание:

К адвокатской деятельности в Германии допускается только тот, кто согласно §4 Закона «Об адвокатуре» соответствует одному из критериев:

1. Допущен к исполнению судейских обязанностей в соответствии с законом о судоустройстве в Германии

2. Соответствует профессиональным требованиям Закона, регулирующего деятельность европейских адвокатов в Германии

3. Сдал квалификационный экзамен в соответствии с Законом «Об адвокатуре».

 

© 2010-2017 «Палата адвокатов
Нижегородской области»
603005, г. Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д. 25
Тел: (831) 433-16-22, 433-39-98
E-Mail: advpalatann@mail.ru
Администрирование сайта
Компания "АйТи Груп"