Палата адвокатов Нижегородской области

Карта сайта На главную Написать письмо Поискпо сайту

Архив журнала за 2017 год
Архив журнала за 2016 год
Архив журнала за 2015 год
Архив журнала за 2014 год
Архив журнала за 2013 год
Архив журнала за 2012 год
Архив журнала за 2011 год
Архив журнала за 2010 год
Архив журнала за 2009 год
Архив журнала за 2008 год
Архив журнала за 2007 год
Архив журнала за 2006 год
Архив журнала за 2005 год


Суд присяжных


Мамаев Роман Сергеевич, адвокат адвокатской конторы №5 НОКА
Опубликовано в №08-2016

 

 

 

 

28 июня 2016 года был официально опубликован Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 209-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Указанный федеральный закон был разработан и принят во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. в пакете с федеральным законом от 23 июня 2016 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» так же опубликованным 28 июня 2016 года.
Оба эти закона направлены на дальнейшее укрепление и развитие демократических основ уголовного судопроизводства, повышение открытости правосудия и доверия общества к суду.
С принятием названных законов сфера применения института присяжных заседателей будет расширена за счет его распространения на районные суды и гарнизонные военные суды, составляющие основное звено судебной системы Российской Федерации.
Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» был дополнен положениями, определяющими процедуру составления списков кандидатов в присяжные заседатели для районных судов и гарнизонных военных судов, а также порядок направления этих списков в соответствующие суды.
В частности установлено, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, и направляет эти списки в районный суд, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего муниципального образования, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Обязанность рассмотрения и разрешения заявлений граждан об исключении их из списков или об исправлении неточных данных, содержащихся в списках, возлагается на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
По представлению руководителя суда уровня субъекта федерации, о необходимом для работы судов числе кандидатов в присяжные заседатели, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, также каждые четыре года, на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации. В целях обеспечения необходимого для соответствующих судов числа кандидатов в присяжные заседатели, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочием принимать решение об образовании округа из нескольких муниципальных образований, на территории которых распространяется юрисдикция соответствующего районного суда.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований, представляемые в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Сформированные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования и субъекта Российской Федерации направляются в районный суд или суд областного уровня не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в соответствующий суд списки кандидатов в присяжные заседатели.
Комментируемым федеральным законом также установлен порядок обеспечения гарнизонных военных судов необходимым числом присяжных заседателей.
Что касается федерального закона от 23 июня 2016 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» следует отметить то, что он как и комментируемый закон направлен на расширение применения института присяжных заседателей в целях дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду.
Федеральный закон № 190-ФЗ расширяет применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции (далее - суд районного уровня) и шести присяжных заседателей.
Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствует укреплению статуса таких судов в качестве основного звена российской судебной системы, наиболее приближенного к населению, создает необходимые условия для широкого привлечения граждан к отправлению правосудия, позволяет обеспечить более полную реализацию положений части 4 статьи 123 Конституции Российской Федерации о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
К подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей теперь отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом № 190-ФЗ вносятся изменения в пункт 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся сокращения численного состава коллегии присяжных заседателей областных судов и равных им судов с 12 до 8 человек.
Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований частей третьей и пятой статьи 343 Кодекса о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.
В связи с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии упрощается процедура их отбора, так как отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков, и сократятся сроки судебного разбирательства за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели и формирования их коллегии. Наряду с этим сокращаются расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение присяжных заседателей, участвующих в судопроизводстве.
В соответствии с указанным законом количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (часть четвертая статьи 325 и часть третья статьи 327 Кодекса).
Законом внесены изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (статья 328 Кодекса), что по мнению законодателя позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии.
Реализация положений комментируемых федеральных законов потребует проведения мероприятий организационного и материально-технического характера, в связи с чем вступление в силу федерального закона № 209-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в российской федерации» предусматривается с 1 июня 2017 г., так же как и федерального закона № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»,  за исключением его положений, касающихся порядка рассмотрения уголовных дел о преступлениях, подсудных районному суду и гарнизонному военному суду, которые вступят в силу с 1 июня 2018 г.
Принятием указанных законов так же исполняется Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.С. Лымарь», в соответствии с которым были признаны не соответствующими конституции положения пункта 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 УПК Российской Федерации, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК Российской Федерации, ими исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению женщины в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 105 УК Российской Федерации, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в данном составе.

 

 

 

 

 
 

© 2010-2017 «Палата адвокатов
Нижегородской области»
603005, г. Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д. 25
Тел: (831) 433-16-22, 433-39-98
E-Mail: advpalatann@mail.ru
Администрирование сайта
Компания "АйТи Груп"